Иногда Шопена сравнивают с Моцартом. Сравнивают в том плане, что, как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке. Эту любовь к творчеству, музыкальным импровизациям и игре на фортепиано регулярно отмечали знакомые и друзья семьи.
Музыка Шопена отличается артистизмом, одухотворённостью, тонкостью. Он не любил Бетховена. Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.
По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявлялось во многих его сочинениях – мазурках, балладах, ноктюрнах.
Мысля «фортепианно», Шопен использует разножанровые (разнофактурные) элементы в новых комбинациях, соотношениях, сопоставлениях, наложениях, создающих в совокупности даже в миниатюрах полижанровый, интонационно разнообразный и, одновременно, целостный фактурный облик звуковой ткани.